Кисточка послушная губам
Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. Самуил Маршак – Апрель!!
Форум
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ФОТО
ФОРУМ
Написать отзыв
Регистрация
Вход
ПОДЕЛИСЬ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Школа » Дорога к Богу » Ныробский узник: Михаил Никитич Романов - святой
Ныробский узник: Михаил Никитич Романов - святой
Ната-хозяйкаДата: Среда, 12.04.2017, 18:17 | Сообщение # 1
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 3092
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
Ныробский узник: Михаил Никитич Романов
Это место называют краем земли. Здесь нет ни океана, ни пропасти, но это край – на многие десятки километров севернее нет ничего, кроме заброшенных деревень и тюремных лагерей. Ныроб словно затерян в этой бушующей суровой тайге, в сугробах выше человеческого роста, в лае дворовых собак. Когда-то здесь было всего 6 дворов. Жили люди в таких же суровых условиях, когда зимние морозы доходили до сорока градусов, и терпели еще большие лишения.
Знаменитые «ныробские цепи», связанные с трагической судьбой боярина Михаила Никитича Романова, были изображены на одной из первых российских цветных фотографий, выполненных Прокудиным-Горским в 1910 году во время путешествия по России. Цифровая коллекция фотографий этого мастера находится в нашем городе - в Президентской библиотеке. А сами цепи являются ныне экспонатом Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина - одного из старейших музеев Урала.

Михаил Никитич Романов, родившийся около 1560 года в Москве, приходился дядей первому царю из рода Романовых - Михаилу Федоровичу, избранному на престол в 1613 году, и братом патриарху Филарету. Михаила Никитича отличали добродетельный нрав и богатырское телосложение. Продолжая традицию своего рода, он поступил на службу к государю, был стольником и окольничим. Однако пришедший к власти Борис Годунов, поначалу благоволивший к Романовым, затем стал избавляться от них. По версии некоторых историков - из-за опасений роста политического влияния Романовых. Михаил Никитич казался Годунову особенно опасным соперником. В июне 1600 года Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми. Пятерых братьев Романовых обвинили в колдовстве. Старшего брата Федора Никитича царь приказал постричь в монахи под именем Филарета, следить за каждым его шагом и доносить царю о каждом его слове. Василия и Ивана сослали в Пелым, Александра - на берег Белого моря, а Михаила Никитича - в деревеньку Ныроб Чердынского уезда.
Там в июне 1601 года его, закованного в кандалы, заточили в сруб, опущенный в земляную яму. Цепи, которыми боярина приковали за пояс, ноги и руки, были из толстых железных колец: страдалец мог только сидеть и лежать, но не мог ходить. Весили кандалы почти три пуда (50 килограммов).
Около года прожил Михаил Никитич в этом страшном заточении. Стражники надеялись на его быструю смерть и даже перестали кормить его, и тогда сердобольные местные жители украдкой давали ему пищу. За помощь узнику пятерых ныробских крестьян сослали. Тем не менее в 1602 году от нечеловеческих условий Михаил Романов скончался. В народе его прозвали «ныробским мучеником»...
Из пятерых братьев Романовых выжили только Филарет и Иван. После восшествия на престол рода Романовых в 1613 году ныробские места объявили святыми, а жителей освободили от государственных налогов. Ныроб стал местом паломничества: сюда стекались верующие, чтобы помолиться на местах страданий мученика и прикоснуться к его цепям. Местные жители верили в их чудодейственную силу: будто бы они несли исцеление не только людям, но и домашнему скоту.

С годами маленькая деревня Ныроб стала большим селом на севере Пермской губернии. А на том месте, где страдал Михаил Романов, построили часовню, в которую поместили его кандалы. При Николае II даже предпринималась попытка прославления Михаила Никитича Романова в лике святых, но случилась революция...

При советской власти кандалы перевезли в Чердынский краеведческий музей, где они по сей день являются одной из главных достопримечательностей. На рубеже XX - XXI веков Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обращался в Министерство культуры России с просьбой о передаче реликвии церкви, но безуспешно.
                  
Прикрепления: 4097086.jpg(12.6 Kb) · 7306653.jpg(71.6 Kb) · 1215669.jpg(123.0 Kb) · 9018406.jpg(94.8 Kb) · 5033123.jpg(11.7 Kb) · 2074168.jpg(51.4 Kb)


Дорожите дружбой - ведь жизнь одна и так коротка
 
Ната-хозяйкаДата: Среда, 12.04.2017, 19:00 | Сообщение # 2
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 3092
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
И вот летом 1600 года Борис Федорович решился. По его приказу устраивается боярский суд над семьей Романовых. Братьев Романовых, коих было пятеро, обвинили в колдовстве. Одна из версий гласит, что для этого царский родственник Семен Годунов
подкупил некоего Бартенева, служившего вторым казначеем Романовых и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями - «колдовскими травами», используемыми для приготовления ядов и зелий. Все пять братьев Романовых сразу стали считаться государственными изменниками. Совершенно очевидно, что по своей родовитости имели они больше прав на престол по сравнению с Борисом Годуновым, поскольку приходились двоюродными братьями умершему царю Федору Иоанновичу.

Прозвучал страшный приговор. Старшего Фёдора Никитича, будущего  Патриарха, приказал царь постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета. Мало этого, так он еще приставил к нему соглядатая со строгим наказом следить за каждым шагом и
словом опального, чтобы  подробно доносить обо всем происходящем.
Борису Годунову всюду мерещились заговоры. Жену Фёдора Никитича сослали в Заозерье и постригли в монахини под именем Марфы. Разлучили родителей с детьми.

С остальными братьями Годунов расправился еще суровее: Василия и Ивана приказано было сослать в Пелым, Александра - на берега Белого моря, а Михаила- отправить в деревеньку Ныробку. Была она в то время крайним северным русским поселением Перми
Великой и состояла  всего из шести деревянных крестьянских изб.
Имущество Романовых, вотчины и дома, как и следовало ожидать, отошли в царскую казну.

Об этом событии в архивных источниках говорится следующим образом: "Из Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб был прислан в заточение… боярин Михаил Никитич Романов, святейшему патриарху Филарету брат родной".

Лютой зимой доставили Михаила Никитича в легкой кибитке под конвоем из шести человек в заснеженную деревеньку, что  располагалась в небольшой ложбине маленькой речки Ныробки. Наскоро вырыли яму, Приковали  двухметрового красавца-богатыря
Романова к столбу трехпудовыми цепями. В таких оковах страдалец мог лишь сидеть или лежать. Потом накрыли яму  бревнами, а для воздуха и подачи пищи оставили малое отверстие.

Оковы Романова М.Н.

О том, кого закрыли в яме, жителям знать было не положено.

Почти через год, в августе месяце, изъеденный собственными нечистотами и паразитами, некогда умница и красавец, а к тому времени – дряхлый, полубезумный старик, с чьих уст, не смолкая, текли молитвы, по легенде был умерщвлен собственной одичавшей стражей. Однако еще до его гибели ныробские жители успели не только проникнуться жалостью к узнику, но и полюбить его и разглядеть в нем святого мученика, ниспосланного им для заступничества. Того самого, за которого не жалко и жизнь отдать.

Стражники, угнетаемые деревенским безлюдьем и скукой, надеялись на быструю смерть узника. Однако оказался он выносливым. И тогда они начали  паек, состоящий из хлеба и воды, постепенно урезать, а иногда и  вообще «забывали» приносить пищу.
Ныробских крестьян, прознавших о жестоком обращении с бывшим боярином и пытавшихся украдкой приносить еду, жестоко наказывали. Сострадательные ныробцы научили своих детей подбрасывать узнику трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебным мякишем. Но охранники, узнав об этом, схватили детей и их родителей, пытали их и отправили в Казань, откуда они вернулись в Ныроб уже в царствование Василия Шуйского, но…уже не все.

Проведя около года в тесноте затхлой ямы, скончался Михаил Никитич. Было ему всего сорок лет от роду. По одной из сохранившихся версий, начальник стражи Роман Тушин, спустившись однажды августовским днем в яму и поднявшись вскоре наверх, объявил о
кончине узника. Неизвестно, сам ли умер страдалец или поспособствовал тому Тушин, поскольку ранее Михаила Никитича никто не навещал. Вскоре за усердную службу отблагодарил Борис Годунов расторопного слугу, назначив его воеводой в город Туринск.

Упокоение

В позднем Ныробском письменном сказании есть запись: «...и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтаря на северной стороне, и где тело его лежало - построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит».

В 1606 году останки Михаила Никитича были перевезены в Москву и с почетом погребены в Новоспасском монастыре. Причем при перенесении тела Михаила Никитича в Москву, по
свидетельству церковной летописи, «в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едина некоторую часть земля отъяла».

Через год после того как в Москву увезли останки Михаила Никитича, в Ныробку вернулись местные мужики. Покалеченные, исхудавшие, но исполненные веры в собственную избранность. В Ныробе были уверены, что возвращение их – дело святого мученика. И вера продолжала творить чудеса.

В Новоспасском монастыре

Вскоре рядом с телом Михаила Никитича в Новоспасском монастыре нашли последнее место упокоения и три его брата - Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих дядей молодой царь Михаил Федорович распорядился поставить храм в честь
Знамения Божией Матери, родовой святыни Романовых. На месте же первого погребения Михаила Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня.

Храм Николая Чудотворца

Дорога, по которой едут из Чердыни в Ныроб, раньше называлась Бухонин Волок и шла она на Печоры. На этой дороге проходил товарообмен между югом и севером: с юга везли на север овощи, фрукты, сладости, пряности, а с севера – пушнину, рыбу, дичь.
Поэтому Чердынь процветала как большой купеческий центр.

Предание гласит, что однажды чердынские купцы, возвращаясь с Печор с богатым товаром, проезжали мимо Ныроба. И возле кладбища увидели, что рядом с дорогой стоит пень. А от дороги до пня лежит  абсолютно нетронутый, девственно-чистый снег. На
пне стоит икона, а перед иконой горит свеча. Купцы стоят и думают, как же можно было дойти до пня по снегу и поставить свечу, не оставив следов? Долго думали и решили увезти икону в чердынский монастырь к монахам. Взяли икону, увезли в монастырь. Братия с молитвой приняли икону Николая Чудотворца, поставили ее в храме. Утром просыпаются, приходят на службу – иконы нет. А потом через некоторое время слышат весть из Ныроба, что какая-то икона появилась, стоит на пне. Они думают, поедем, посмотрим, что за икона. Приехали и изумились, узнав свою пропавшую икону. Снова взяли ее с собой в чердынский монастырь. Так три раза ее возили и три раза икона возвращалась на свое место, на пенечек.
Икону оставили на месте, построили для нее  часовню, а позднее весть о чудесном ее явлении и о том, что от нее «бывает многим людям прощение и цельба» достигла царя.  И в 1619 году царь всея Руси Михаил Федорович Романов повелел построить в Ныробе деревянную церковь в честь явленной иконы свт. Николая Чудотворца, где ежегодно следовало отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу. Дата эта приходилась на 6 сентября по старому летосчислению.

На месте могилы Михаила Никитича Романова построили деревянный храм свт. Николая Чудотворца. Но  вскоре он сгорает. И так повторяется еще дважды.  При Петре I в 1705 году наконец  был поставлен  каменный благолепный пятиглавый Свято- Никольский храм. Это, бесспорно, выдающийся памятник архитектуры, выполненный в стиле нарышкинского барокко. В 1736 году рядом с ним была поставлена красивая многоярусная колокольня и зимняя Богоявленская церковь. В ней была расположена гробница с надписью:  "СМИРИША ВО ОКОВАХ НОЗЕ ЕГО, ЖЕЛЕЗО ПРОЙДЕ ДУША ЕГО". Скромная внешне, она поражала внутренним величием и, в отличие от неотапливаемого Свято- Никольского храма, считалась зимней.

Место, где когда-то был похоронен боярин Михаил Романов, находилось за левым клиросом собора. Здесь, в нише Богоявленской церкви, стояла гробница с покрывалом Михаила Никитича, сверху нависал балдахин. Рядом на помосте хранились оковы
ныробского мученика. Тысячи и тысячи богомольцев, устремившихся в Ныроб, держали эти оковы во время богослужений, передавали друг другу, а у кого хватало силы, надевали на свои плечи.

Вообще-то в народе до сих пор легенда, что Свято-Никольский храм построили не люди, а …. В общем, приехали на подряд неизвестно откуда взявшиеся мастера, договорились с
подрядчиком построить храм. Ни с кем из местных жителей они не общались, строили очень быстро, добросовестно. То, что построили они за день, на ночь таинственным образом уходило под землю. На следующий день они приходят, видят, что постройка на уровне с землей, и начинают строить снова. Сколько они за день построят – метр, два – на ночь снова уходит под землю. А когда главки, луковицы уже были завершены, храм этот весь «вышел» из-под земли. Наступило время расплаты с подрядчиками, но
внезапно строители исчезли, не взяв плату за совершенную работу. В народе говорили, что это работали ангелы…

Ныроб.Храм свт.Николая Чудотворца

Если сегодня  войти в Свято-Никольский храм , то сразу же бросается в глаза уцелевшая возле алтаря, на левой стене храма, настенная роспись 1725 года, изображающая
мученика Христофора с собачьей головой. Голова больше похожа на волчью, с оскаленными клыками. Христофор - это один из самых почитаемых в Чердыни святых. Христофору охотники молились перед тем, как на охоту идти- мясо, хлеб ему жертвовали. Об этом древнем святом рассказывают – он был красивый юноша и на него много девушек поглядывало. И тогда он взмолился Господу: ну сделай так, чтобы я спокойно мог молится Богу. И Господь сделал ему собачью голову... Известно, что росписи эти неоднократно смывали и известью затирали. Когда в этом здании почта была, белили
каждый год на 1 Мая и 7 ноября. Но, как рассказывают местные жители, стали в храме служить службы – образ опять проявился».

Свято- Никольский родник

А тот родник, где  явилась икона Николая Чудотворца и в честь чего в Ныробе построили Свято-Никольский храм называется Свято- Никольский родник и расположен он с правой
стороны при въезде в Ныроб. Согласно историческим источникам, еще в 1619 году в этом месте над родником возвели деревянную часовню.

Свет памяти

В 1613 году ныробские места были объявлены святыми, а жители освобождены от государственных налогов. Сам же Ныроб стал местом паломничества, куда из многих уголков России стекались богомольцы, чтобы помолиться на месте страданий мученика
Михаила и прикоснуться к его цепям.

На месте заточения Михаила Романова поставили деревянную часовню во имя Архангела Михаила. В 1793 году ее по указу Екатерины II заменили на каменную «тщанием и коштом» волостных крестьян и «усердным старанием» крестьянина Михаила Денисовича
Пономарёва. Историческое место это позже было обнесено ажурной металлической оградой с великолепными каменными столбами, а  вокруг часовни были посажены деревья.

Кстати нельзя не вспомнить и о самом упоминавшимся крестьянине Максиме Денисовиче. Он был уникальной личностью Ныроба. Об этом 105-летнем старце рассказывает в своей книге «Путешествие в города Соликамск и Чердынь» известный уральский исследователь Берх: «…Максим Денисович был хранителем всех ныробских преданий, связанных с именем узника- с явлением иконы и историей храмов.
Отец его был священником в ныробских храмах, а сам Максим Денисович все свое свободное время проводил в церкви, помогая священникам. В пользу церкви он жертвовал все излишки своего имущества. Своих детей он не имел, но постоянно воспитывал и пристраивал сирот, которые жили вместе с ним, впоследствии обзаводились семьями, строили с его помощью свои дома. Все сироты, облагодетельствованные им и впоследствии их дети, – величали Максима Денисовича дедушкой. Все бедняки Ныроба и окрестных деревень каждое воскресенье после обедни собирались на его дворе, где
Максим Денисович всем раздавал по караваю хлеба. К своим 105 годам он сохранил прекрасное здоровье и живость духа, и когда Берх жил одно время в  Искоре, занимаясь раскопками городища, старик частенько приходил к нему за десять верст из Ныроба побеседовать».  «Каждый раз, – пишет Берх, – когда я куда-нибудь собирался, он хотел непременно быть со мною».

При Императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина Михаила Никитича Романова в лике святых, но помешала революция, арест и убийство Царской Семьи.

Многие из царствующих представителей династии Романовых считали своим долгом почтить память Михаила Никитича Романова.

В Ныроб ежегодно продолжали идти многочисленные паломники, особенно на «Николу вешнего» (весенний день памяти свт. Николая Чудотворца).  От ключей и цепей Мученика, как утверждают достоверные факты, происходили многочисленные исцеления.
Богомольцы стекались сюда и 6-го сентября (праздник воспоминания чуда архистратига Михаила) и служили по Михаилу Никитичу панихиды. В день Пресвятой Троицы к часовне совершался Крестный ход, а также молебен архангелу Михаилу, заканчивавшийся провозглашением многолетия Царствующему Дому Романовых и вечной памяти боярину Михаилу.

Поминальный поклонный крест рядом ямой мученика

В год 300-летия Дома Романовых в Ныробе состоялись праздничные торжества с приездом царствующих особ. Интересно, что инициатива этих торжеств, как и предполагавшегося
прославления Ныробского мученика, исходила от управляющего Казенной палатой Пермской губернии Н.А. Ордовского-Танаевского, впоследствии (с 1915 г.) Тобольского губернатора, в доме которого будучи в заключении пребывала Царская Семья. В последствии он принял монашеский постриг.

Спустя годы

Наступившая новая жизнь почти стерла воспоминания о невинном человеке из царского рода Романовых, принявшем мученическую смерть. Там же, на территории Пермской губернии, более чем три века спустя была убита  Царская Семья, брат Царя Николая II- Великий Князь Михаил и Алапаевские мученики.


Дорожите дружбой - ведь жизнь одна и так коротка
 
Ната-хозяйкаДата: Среда, 12.04.2017, 20:32 | Сообщение # 3
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 3092
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline

 
 
 
Прикрепления: 7912929.jpg(349.5 Kb) · 4442787.jpg(167.0 Kb) · 8226251.jpg(120.8 Kb) · 5679028.jpg(186.4 Kb) · 2841669.jpg(198.2 Kb) · 3794471.jpg(110.8 Kb) · 8898258.jpg(235.1 Kb) · 0794574.jpg(184.2 Kb) · 6037441.jpg(210.8 Kb) · 8217977.jpg(269.7 Kb)


Дорожите дружбой - ведь жизнь одна и так коротка
 
Ната-хозяйкаДата: Среда, 12.04.2017, 21:19 | Сообщение # 4
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 3092
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
В прихожей висит портрет-реконструкция самого Михаила Никитича и фанерный чёрный
возок типа того, на котором узника привезли в Ныроб.
 


 
Прикрепления: 8449844.jpg(105.8 Kb) · 9709661.jpg(62.4 Kb) · 7833047.jpg(140.4 Kb) · 9625595.jpg(174.5 Kb) · 1428001.jpg(19.0 Kb)


Дорожите дружбой - ведь жизнь одна и так коротка
 
Форум » Школа » Дорога к Богу » Ныробский узник: Михаил Никитич Романов - святой
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

©, 2018 г.
Сайт создан в системе uCoz