Кисточка послушная губам
Не беда, когда грохочет Над весенней рощей гром. Если дождик нас промочит, Нам и это нипочём. Радуга блестит над лесом, Светит солнце для друзей, И весёлой нашей песне Подпевает соловей! Солнечные зайчики прыгают по лужам, Ручеёк сверкает лентой голубой, Капли разлетаются брызгами веснушек, Только дружбу крепкую не разлить водой.!
Форум
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ФОТО
ФОРУМ
Написать отзыв
Регистрация
Вход
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
ПОДЕЛИСЬ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Школа » Дорога к Богу » ПРО ХРАМ
ПРО ХРАМ
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 05.04.2021, 11:52 | Сообщение # 1
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 4307
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
Схема православного храмаЛюбой православный храм имеет  три основных части: притвор, непосредственно
сам храм  и алтарь.  Притвор – это место для  тех, кто готовится к
крещению и кающихся.   Здесь можно купить  свечи, церковную литературу,
нательные крестики,  написать поминальные   записки и о здравии.
В крупных храмах до пяти основных ярусов плюс дополнительные.

Иконостас В центре иконостаса –  двери. Они называются Царские врата. Через них
никто, кроме священнослужителей  проходить не имеет права.
Царских врат размещена икона Иисуса Христа. Слева –  икона Божией Матери.  Амвон
– возвышение, откуда священники читают молитвы и проповеди.   За
иконостасом находится  алтарь, святое место, поэтому в него не могут
входить непосвященные, т.е. обычные миряне.
Исключения делаются для алтарников (помогающих в алтаре мужчин) и иногда  по благословению
священника в алтарь допускаются особо уважаемые прихожане. Алтарь
означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

АлтарьВ центре алтаря расположен Престол – квадратный стол, на котором хранятся главные ценности храма:
 богослужебное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница
(священный сосуд со Святыми Дарами, символизирующими Тело и Кровь
Христа; используется в при совершении таинства причастия), дароносица
(переносная дарохранительница для причащения за пределами храма),
антиминс (квадратный платок со вшитыми в него частицами мощей
какого-либо мученика) и святое Миро – ароматическое масло для совершения
таинства миропомазания.
В восточной части алтаря – апсиде (имеет вид полукружия) напротив Престола расположено Горнее место
(возвышенность, от слова гора), над ним размещен образ Христа. В этом месте, как правило, располагается кресло настоятеля храма. Между
Престолом и Горним местом устанавливается семисвечник – подсвечник с
семью лампадами. В Алтаре находится также жертвенник – стол для
приготовления жертвы из вина и хлеба (вино символизирует кровь Христа, а
хлеб его тело) для осуществления таинства  евхаристии (причащения).

Внешний вид православного храмаВнешний вид храма не менее сложен и интересен. Практически каждый храм имеет
колокольню.  Колокольня — башня, на которой установлен один или
 более колоколов.   Трапезная — помещение  в церковном учреждении,
предназначенная для совместного приёма пищи.  
Купол – пространственное покрытие зданий, по форме близкая к полусфере
(полушару). Апсида — примыкающий к основному зданию  пониженный выступ,
полукруглый, гранёный или  прямоугольный, апсид может быть несколько,
но обязательно  нечетное число.  Вход в  храм (паперть) располагается с
западной стороны, на противоположной стороне – алтарь.



люблю жить и радоваться всем мелочам что Бог дал. в жизни добилась не мало, но это еще не итоги чтоб ставить точку и есть еще многое что надо сделать для мира!
 
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 05.04.2021, 12:10 | Сообщение # 2
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 4307
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
Священнослужители и церковнослужители Православной Церкви

Богослужение в Православной Церкви совершается особыми поставленными на Священное Действие лицами. Этот порядок установлен Господом Иисусом Христом, когда, совершив дело искупления рода человеческого и даровав благодатные средства для усвоения его в Церкви, Он передал Апостолам благодать священства и особые благодатные дары (Мф. 28:19-20; Ин. 20:22-23).

Строя Церковь Божию, Апостолы установили в ней церковно-иерархические степени:

    Епископ
    Пресвитер
    Диакон

Первую высшую степень священства имеет епископ, что значит надзирающий.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общины, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (Деян. 20:28; 1 Тим. 3:2; Тит. 1:6-7).

Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий. По благодатным дарованиям они равны между собой, то есть все имеют епископскую степень и являются архиереями — полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать таинство Священства, освящать миро для таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения таинства Евхаристии. В своей епархии епископу принадлежит право назначать на приходы священно-церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

В Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы — черный клобук с крестом и епископы — черный клобук без креста.

Епископы иногда имеют у себя помощниками тоже епископов; эти подначальные архиереи называются викариями, то есть, наместниками.

Вторую степень священства занимают иереи (пресвитеры), то есть священники.

Божественную благодать и право совершать богослужения и церковные таинства, кроме таинства Хиротонии, преподавать верующим пастырское благословение и научать их истинам христианской веры пресвитер получает от епископа в таинстве Хиротонии. Являясь совершителем всех таинств, кроме таинства Хиротонии, пресвитер в таинстве Миропомазания преподает благодать через освященное епископом миро и совершает таинство Евхаристии на освященном епископом антиминсе

В зависимости от получаемых от церковного священноначалия наград иерей может иметь звание протоиерея и протопресвитера, а в монашестве — соответственно звание игумена и архимандрита.

Первоначальное значение этих слов: игумен - то есть идущий впереди, ведущий, а архимандрит - начальник, загона, выезда; затем ими стали называть начальников монашеских общин; теперь это означает также и почетные персональные награды.

Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве (монашестве) соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник).

Лишение священного сана Высшей церковной инстанцией, а также добровольное сложение сана влекут за собой его утрату на всю жизнь.

Настоятель храма — глава приходского причта. Он наблюдает за порядком совершения богослужений, следит, чтобы при богослужении каждый член причта занимал место, соответствующее старшинству по рукоположению, и исправно исполнял свои пастырские обязанности, заботится о благоустроении церковного чтения и богослужебного пения, о чистоте и благолепии храма, о надлежащем содержании храмовых святынь, икон, богослужебных книг, облачений и церковной утвари.

За деятельностью настоятеля и за жизнью прихода вообще наблюдает благочинный, который сообщает обо всем наиболее важном из жизни подведомственного ему благочиния епархиальному Преосвященному.

В Типиконе под настоятелем, или предстоятелем, подразумевается архимандрит, игумен и вообще начальник монастыря. Упоминаемый там екклисиарх следил за точным соблюдением Устава богослужения и общего порядка при его совершении. Как второе лицо после настоятеля он замещал его в случае отсутствия.

Третьей степень священства имеет диакон, что значит служитель. По изначальному назначению диаконы, служат при Трапезе Господней, то есть при совершении Божественной литургии.

Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы).

Таким образом, диакон как служитель, только помогающий епископу или священнику при совершении Божественной литургии, церковных таинств и других священнодействий, не имеет права совершать какие-либо церковные службы без участия епископа или священника.

Диакон не имеет права без благословения священника надеть облачение к службе и должен всегда испрашивать его словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем».

Без епископского или иерейского благословения диакон не может совершать каждения и произносить ектений. Самостоятельно, без облачения в стихарь, но в рясе, без каждения, без ектений и священнических возгласов диаконы могут совершать только домашние каноны и молитвы- богослужения, доступные и мирянину: последования вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часы с изобразительными, начинающиеся не иерейским возгласом «Благословен Бог наш», а словами «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».

Диаконское служение является естественным подготовлением к священству. Поэтому в сан диакона возводятся благочестивые и достаточно образованные люди.

Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия («coelibatus или caelibatus» — на латыни «холост»). Диаконы и священники — целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне.

Существуют три степени монашества:

    Рясофор
    Мантия (или малая схима)
    Схима (или великая схима)

Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами).

Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Епископ должен быть обязательно из монашествующих.

Пресвитеры и диаконы, по церковным канонам, могут быть женатыми; вступление их в брак дозволяется только один раз, и притом до таинства Хиротонии. Лица женатые дважды и более не могут быть посвящены в эти степени (равно как и во иподиаконы).

Диакон (в монашестве — иеродиакон) может быть награжден церковным священноначалием званием протодиакона и архидиакона.

В совершении священнослужителями богослужения принимают участие также церковнослужители, или причетники.Все церковнослужители вместе называются причтом, потому что причислены к церкви, и клиром, как составляющие жребий Божий.

В Православной Церкви церковнослужителями именуются низшие степени клира, получившие хиротесию, то есть посвящение на служение в Церкви. К ним относятся иподиаконы и диаконисы, чтецы, певцы и парамонари (пономари), находящиеся в непосредственном подчинении настоятеля церкви, который наблюдает за своевременным прибытием их в храм к богослужению и приготовлением всего для него необходимого.

Первое место между церковнослужителями занимают иподиаконы; они участвуют в богослужении при епископах.

Иподиакон прислуживает священнослужителям во время богослужения. Эта должность древнего происхождения. Упоминание о ней есть в послании святого Киприана, епископа Карфагенского (III в.), и в Апостольских постановлениях (II-III вв.).

В древние времена в обязанность иподиаконов входило приготовление воды для умовения рук священнослужителей. Иподиаконы выводили из храма оглашенных после возгласа диакона «Оглашеннии, изыдите» и охраняли святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел внутрь алтаря. В настоящее время иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Иподиаконы пользуются правом ношения стихаря и ораря, которым препоясываются крестообразно. В современной церковной практике обязанности иподиаконов чаще всего выполняют чтецы.

Чтец - это читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг. На чтеца возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнодействующими в потребных случаях. Должность чтеца в первые три века предоставлялась преимущественно тем христианам, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтец пользовался большим уважением: чтецами были люди знатного происхождения.

Для исполнения богослужебного пения Церковь установила также институт певцов, или псалтов (псалмистов). К IV веку поставление специальных псалтов в храмах утвердилось: они должны были вести строго благочестивую жизнь; главной их обязанностью было предначинать пение в храме и управлять им. Собрание певцов называлось лик, хор, клирос. В древней Церкви было два лика: правый и левый.

Парамонарь (пономарь) - приставник, привратник. Его обязанностью в древней Церкви было главным образом безотлучное пребывание при священных местах, например в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их, так и для удобства паломников. Они наблюдали также за имуществом храмов, возжигали светильники перед богослужением и гасили их после окончания его. Со временем к их обязанностям было отнесено чтение и пение за богослужениями, принесение в алтарь просфор, вина, воды, фимиама и огня, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению с помощью колокольного звона и уборка алтаря и храма.

В монастырских храмах пению стихир обычно предшествует возглашение того, что следует петь. Поэтому особые лица возглашают как глас напева и запевы перед стихирами, так и самые стихиры по частям, а певцы с их слов, также по частям, поют их. Такое возглашение стихир называется канонаршение, а возглашающий их - канонарх.

Параекклисиарх, «кандиловозжигатель», по Церковному уставу испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.


люблю жить и радоваться всем мелочам что Бог дал. в жизни добилась не мало, но это еще не итоги чтоб ставить точку и есть еще многое что надо сделать для мира!
 
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 05.04.2021, 12:22 | Сообщение # 3
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 4307
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и
Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день»
с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера –
вечернею.)
Вечерня – служба, на которой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие – служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой
тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду.
Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного
Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи
о десяти девах.
Утреня – служба, на которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
На девятом часе воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались
отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства
верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя
служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое
Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».
В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской
практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и
полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.
Схема суточного круга Богослужения
Вечер
1. Девятый час – (≈ 3 часа дня)
2. Вечерня (около 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката).
3. Повечерие (совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании Вечерни).

Утро
1. Полунощница – (00 часов)
2. Утреня (должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к
концу утрени уже взошло солнце; в Неделю Пасхи начинается ровно в
полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день
чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени
назначается в вечернее время самим Уставом)
3. Первый час – (≈ 6 часов утра)

День
1. Третий час – (≈ 9 часов утра)
2. Шестой час – (≈ 12 часов дня)
3. Литургия (чаще всего утром).

См также. византийские часы.
***
2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
В субботудень покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.


люблю жить и радоваться всем мелочам что Бог дал. в жизни добилась не мало, но это еще не итоги чтоб ставить точку и есть еще многое что надо сделать для мира!
 
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 05.04.2021, 12:47 | Сообщение # 4
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 4307
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
***
3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и
неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не
раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в
первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в
честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные
числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По
торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а
весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
 
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение
подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется
при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их
составителя монаха Марка).
Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти
неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с
изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой
данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем
во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти
не используются.
***
Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени
Не стоит забывать и об одиннадцатинедельном круге евангельских чтений
и стихир на воскресной утрени, который обычно упускают из виду,
перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех
четырех Евангелий выбрано одиннадцать фрагментов, повествующих о
явлениях Спасителя после Его Воскресения (число «11» символизирует
одиннадцать оставшихся на то время апостолов - после отпадения Иуды
Искариота и до избрания Матфия). Эти фрагменты так и называют
«воскресными Евангелиями» и по очереди, неделя за неделей, читают на
воскресной утрене.


люблю жить и радоваться всем мелочам что Бог дал. в жизни добилась не мало, но это еще не итоги чтоб ставить точку и есть еще многое что надо сделать для мира!
 
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 05.04.2021, 13:17 | Сообщение # 5
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 4307
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
книги, используемые при совершени богослужений, условно разделяемые на две группы:1) священно-богослужебные; 2) церковно-богослужебные.
К первой группе относятся книги, заимствованные из Библии — Евангелие, Апостол и Псалтирь.
Вторая группа объединяет книги, составленные отцами и учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания — Служебник, ЧасословОктоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь ЦветнаяТипикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений.

Прикрепления: 0456185.jpg(258.3 Kb) · 2106702.jpg(42.9 Kb)


люблю жить и радоваться всем мелочам что Бог дал. в жизни добилась не мало, но это еще не итоги чтоб ставить точку и есть еще многое что надо сделать для мира!
 
Полина_НикитинаДата: Четверг, 08.04.2021, 23:34 | Сообщение # 6
Лилия
Группа: Художник
Сообщений: 957
Награды: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата Ната-хозяйка ()
e книги, используемые при совершени богослужений, условно разделяемые на две группы:1) священно- что надо сделать для мира!


Нелегко всё запомнить.
 
Форум » Школа » Дорога к Богу » ПРО ХРАМ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Мы существуем с 7 декабря 2008 года, ©, 2021 г.