Кисточка послушная губам
Высказывание "пока человек не откроет врата классики, не станет художником" принадлежит Илье Глазунову. !!
Форум
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ФОТО
ФОРУМ
Написать отзыв
Регистрация
Вход
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
ПОДЕЛИСЬ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
95 лет со дня рождения художника Ильи Глазунова: конкурс
Ната-хозяйкаДата: Среда, 18.06.2025, 16:22 | Сообщение # 1
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 5811
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
  95 лет со дня рождения художника Ильи Глазунова:
старт международного конкурса

Во вторник, 10 июня 2025 года, в 15:00 мск в ТАСС (Тверской бульвар,
дом 2, 2-й этаж) состоится пресс-конференция, посвященная проведению первого Международного художественного конкурса имени Ильи Глазунова "Вечная Россия. История. Вера. Мир" и циклу памятных мероприятий, приуроченных к 95-летию со дня рождения мастера.

О программе юбилейных мероприятий, основных направлениях конкурса,
географии участников, а также влиянии проекта на возрождение
классической русской художественной школы расскажут члены
попечительского совета и жюри конкурса: ректор Российской академии
живописи ваяния и зодчества (РАЖВиЗ) Ильи Глазунова Иван Глазунов, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Зеленоградский Савва, президент Фонда изучения исторической перспективы Наталия Нарочницкая,
ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова,
заместитель главы Всемирного русского народного собора Александр Щипков, главный редактор радио "Вера" Илья Кузьменков и заведующий кафедрой русского и византийского искусства РАЖВиЗ Юрий Савельев.

ВНИМАНИЕ! Аккредитация проводится до 15:00 мск 9 июня 2025 года.

10 июня 1930 года родился Илья Глазунов. Настоящий патриот, который предпочитал высказываться о любви к родной стране через призму своего творчества и поступков — писал о России и спасал ее историю. Он мог бы стать учителем черчения в Иванове, но понимал, что хочет и может больше, а потому позднее основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, которая сейчас носит его имя.

Фото: glazunov.ru

К юбилею Ильи Сергеевича мы поговорили с его сыном,
художником Иваном Глазуновым, который с пиететом продолжает великие дела
отца. О главных картинах, о том, почему на первый гонорар была куплена
ампирная лампа вместо необходимого холодильника, и во что верил художник
— в большом интервью.
«Он без страха декларировал: «Я — монархист»
— Полотно «Вечная Россия» создано в 1988 году. Складывается впечатление, что приурочено к тысячелетию крещения Руси. Так было
задумано на самом деле?


— Когда Илью Сергеевича спрашивали о датах, цифрах, то он всегда
отвечал как журналистам, так и своим детям: «Нет, Ванечка, у меня внутри
бездна, но не темная, а светлая». Он не из тех художников, которые
делали что-то к датам. Правда, здесь действительно совпало, и картина
была оценена зрителями как праздничное панно. Но сам бы он сказал: «Я ее
писал 30 лет и 2 месяца». И два месяца — это продолжительность самой
работы. А задумывал он ее давно, и эти образы жили в нем всегда. Работал
над «Вечной Россией» он в своей мастерской в Жуковке, причем эскиз
сделал довольно быстро. Кстати, он сохранился.
— Действительно, совпадение удивительное. К тому же сюжет картины — это крестный ход.
— Да, и в центре полотна крест. Образцом для него послужил
старообрядческий литой крест XIX века с эмалью. Илья Сергеевич очень
любил медное литье — видел в этом нечто исконное, народное, хотя именно
это изделие не было древним. Но в этом кресте сошлось то, что он очень
ценил — эмаль, блеск полированной бронзы. И потому он стал центром
картины. А затем в одном крестном ходу художник собрал тех исторических
деятелей, которых любил. Если вспомнить полотно «Мистерия XX века», то
там ощущается движение слева направо, которое перемежается с
разноплановыми событиями, крупными и не очень. Здесь совсем иное решение
— этот крестный ход движется на нас.
— В центре внимания много святых. А в правой части поразительный контраст, особенно для неподготовленного зрителя: Троцкий,
Сталин…

— Без этого нельзя было обойтись. Троцкий с короной в руках — это
страшный драматизм революции и Гражданской войны. Он по-разному
высказывался на эту тему, но в данном случае образ таков: Троцкий и
тройка. Еще в правой части Лев Толстой с масонским символом — почему-то
дал ему именно такую характеристику, хотя как писателя отец его очень
ценил. Наверно, так повлияла на него «Философия» Толстого, что он его
изобразил не совсем в потоке крестного хода. А так… Борис и Глеб,
княгиня Ольга, Суворов, Лермонтов и многие другие, кого он считал самым
драгоценным, золотым запасом русской культуры.
Картина «Вечная Россия». Фото: glazunov.ru

— Как же удалось выполнить монументальную работу так быстро?

— В Жуковке ему помогали ученики. У Ильи Сергеевича была мастерская
портрета. Княгиню Ольгу он мне поручил писать. Вообще, он мне с детства
доверял многое, я был на подхвате, отец давал образец и говорил:
«Ванечка, за ночь надо это выполнить». Быстрая работа меня многому
научила — концентрации, например. Но так часто бывает, когда кто-то еще
помимо художника участвует в процессе. В старинные времена был мальчик,
который подносил банки с краской, были те, кто размешивает. Это нужно,
чтобы работа не превратилась в «картину на всю жизнь». А Илья Сергеевич
всегда спешил — времени часто не хватало. И потому помощь была
необходима. А я был счастлив участвовать в этом, потому что во времена
работы над «Вечной Россией» я как раз окончил художественную школу,
готовился поступать в Суриковский, совсем недавно не стало мамы. И у
Ильи Сергеевича тогда была жизнь на особом нерве. По его творчеству тоже
видны изменения в почерке… И в стране тоже настали другие времена.
— Своеобразная «оттепель»?
— Не совсем, но тогда вдруг разрешили праздновать Крещение Руси. Были
богослужения, патриаршие службы, на которые можно было пройти по
билетам. За это уже никто не отлавливал на улице, как это было прежде. О
Крещении заговорили широко, хотя в глубокие советские времена об этой
дате и помыслить нельзя было. И картина стала жемчужиной празднования.
Но она не была создана для конкретного мероприятия. Полотно поехало по
выставкам в разные города, ее показали во Дворце молодежи. Кстати, тогда
к ней напечатали аннотацию, где для удобства зрителей все персонажи
были пронумерованы и подписаны, что немаловажно, потому что тогда,
оказывается, немногие хорошо знали портреты исторических деятелей даже
из поздней и новейшей истории. Что уж говорить о древних… И получился
такой аттракцион, когда зрители долго стояли перед картиной и сверяли:
«Так, это Кутузов, это князь Владимир…», что придавало всему
происходящему просветительский дух…
— Масштабный групповой портрет!
— А концепция его такова. Слева Илья Сергеевич специально сделал
античного идола — показал, что мы не из диких, не из каменного века
обрели христианство, все было подготовлено. И вот мы идем крестным ходом
из кремлевских врат. Он всегда говорил «мы» — был готов подписаться под
судьбой и высказываниями всех, кого собрал на этой картине. Потому и
шум вокруг картины был. Зрители не ожидали такого панно, подобного
краткому учебнику истории. Прежде никто ничего похожего не делал. Здесь
историческая панорама от древности, уходящей вдаль, до разорения времен
Гражданской войны. Именно этим он желал поделиться с людьми. И мог это
сделать только посредством такой огромной картины. Он хотел, чтобы на
выставке она занимала всю стену. И даже если убрать все, это панно
значительное само по себе. Поэтому, когда картина поехала по городам,
она произвела неслыханный фурор.
С сыном Иваном и дочерью Верой в 1999 году. Фото: Фото: glazunov.ru

— Каковы были размеры мастерской, где создавалась столь масштабная работа?

— Относительно небольшие. Помню, целая эпопея была с тем, чтобы
натянуть холст на подрамник. И вот происходит чудо, чудо творчества.
Появляются Ольга, Владимир — Илья Сергеевич работал по старому методу,
вынесенному им еще из петербургской академии: переносить все по
квадратам. Не было специальной техники, проекторов — все по живому.
— Картина яркая, сияющая, но не лишенная драматизма. В первом ряду, прямо перед зрителем, цесаревич Алексей. Как думаете, почему
именно он?

— Илья Сергеевич всегда без всякого страха декларировал, что он
монархист. Он любил многое, что было сделано при монархии. И цесаревич
Алексей, стоящий впереди, — одновременно и человек, стоящий перед
пропастью, последний, кто мог бы быть царем, на котором все оборвалось, и
надежда, поскольку уже тогда за рубежом говорилось о святости царской
семьи.
Илья Глазунов на этюдах в Москве. Фото: glazunov.ru

«Щедро делиться — его миссия»
— Цесаревич особенно бросается в глаза, потому что в своем творчестве Илья Сергеевич обращается к Рюриковичам чаще, чем к
Романовым.

— Ему приходилось балансировать, у него часто встречается
иносказательность для советского человека. Мы уже плохо помним то время,
но тогда нельзя было просто так взять и выставить портрет Александра
III, например. Была советская цензура. «Легенда о царевиче Дмитрии» —
это метафора царевича Алексея, и там есть сходство. Да, это пушкинский
царь Дмитрий, но иносказательно это убийство царской семьи и русской
цивилизации в 1917 году. И он высказывался таким образом, чтобы не
писать в стол, ведь за царскую семью в советское время можно было
загреметь по лагерям. Художественный язык помогал ему делиться тем, что
его мучило. Поэтому Илья Сергеевич обращался к Рюриковичам часто как к
метафоре, создавал образы с двойным подтекстом. Да и иносказательно
порой бывает острее, чем в лоб…
[img]https://static.mk.ru/upload/entities/2025/06/09/19/articlesImages/image/eb/f1/08/d2/c40771d491558dc2fb1c929467700ac9.jpg" /> Картина «Легенда о царевиче Дмитрии». Фото: glazunov.ru

— Нельзя не согласиться…
— Его часто обвиняли в плакатности, в условности — кто во что горазд.
Но сейчас, когда прошло уже столько лет, мы видим, что это явление,
ускользающее от ярлыков. Он действительно на многих повлиял: равнодушных
людей сделал патриотами, малообразованных — читающими и думающими, из
своих студентов и учеников — глубоких людей. Он щедро делился со всеми.
Наверно, в этом и была его миссия.

Справки и аккредитация:
+7 (499) 791-03-87, +7 (903) 284-25-41
[url=mailto[img]]ress-center@tass.ru">press-center@tass.ru[/url]Адрес: Москва, Тверской бульвар, дом 2, 2-й этаж
.

[/img]
Прикрепления: 1246054.jpg (66.2 Kb) · 4830566.webp (62.0 Kb)


ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ! ПО ВОПРОСОМ ПИШИТЕ МНЕ
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Мы существуем с 7 декабря 2008 года, ©, 2025 г.