Настя_Трегубова | Дата: Четверг, 16.10.2014, 20:29 | Сообщение # 1 |
подснежник
Группа: Друзья
Сообщений: 4
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
| В поселке Новый Крым, построенном в советское время спецпереселенцами из Крыма и сейчас входящем в черту города Перми, возводится храм – в честь Державной иконы Божией Матери. Служит в нем молодой дьякон Геннадий Вихарев. Он отдает много времени и сил работе с людьми: преподает в воскресной школе, проводит занятия с учителями района. К тому же как краснодеревщик и иконописец он принимает активное участие в строительстве храма: сам написал престольный образ Державной Божией Матери и сделал временный иконостас. Вот запись беседы с ним. – Отец Геннадий, почему вы решили назвать свой храм в честь иконы Державной Божией Матери? – Мы это решили еще тогда, когда о строительстве храма не шло и речи. Тогда только создавался приход в Крыму, и особое отношение у настоятеля и прихожан было к новомученикам Российским. А зримым воплощением этой идеи мученичества в наши тяжелые времена является Державная икона Божией Матери. Наш храм строится уже три года. Готов нижний придел, который освятили в честь Царственных страстотерпцев. Сейчас поднимаем основной придел в честь Державной иконы. Думаю, это поможет пробудить историческую и культурную память в народе. Тем более, у нас в Перми... На нашей земле ведь погибло большинство Царственных новомучеников. Обращение к молитвенной помощи Царственных страстотерпцев и заступничеству иконы Державной Божией Матери – это именно тот путь, через который можно возродить духовную мощь России. Поэтому для нас идея Державного владычества Богородицы – это идея возрождения Руси под Ее водительством. – Недавно в печати усиленно муссировалась информация о Ченстоховской иконе Божией Матери, к которой якобы перешла благодать от Державной. Говорят, что теперь она является спасительницей России? – У нас на Руси никогда такого не было, чтобы благодать от одной иконы переходила к другой. Что вот, мол, Владимирская икона перестала быть заступницей земли Русской, а появилась новая заступница – Казанская. Та идея, которую выражает икона Державной Божией Матери, – Державного владычества Богородицы над Россией – она непреходяща. Если даже в России будет избран новый царь – помазанник Божий, который будет править страной, все равно покровительство Божией Матери над Россией останется. Россия всегда считалась четвертым уделом Богородицы и всегда находилась под Ее особым покровом. Сейчас вот появилась еще одна новая икона «Миллениум – благословение нового тысячелетия», и некоторые говорят, что именно она на это тысячелетие станет основной. Но если мы так будем относиться к иконам, мы утратим всю нашу память народную, утратим святыни. Как в свое время, забыв о древних своих святынях, потерял их Константинополь и пал под натиском турок. Сейчас все эти святыни оказались у католиков. Что бы ни случилось, наш храм будет называться в честь Державной иконы. И мы верим, что держава Заступницы нашей Небесной перейдет не в руки избранников человеческих, а в руки избранника Божия. Мы верим, что царская императорская власть на Руси возродится. Это время обязательно наступит, потому что оно связано еще и с исполнением эсхатологических пророчеств в судьбах мира. – Отец Геннадий, далеко не все так думают, как вы. Сейчас среди христиан можно встретить множество самых разных пророчеств и толкований грядущего. – К сожалению, сейчас в среде православных можно встретить неразбериху в умах. Появилось много литературы об антихристе и конце света. Многие каждый день ждут конца света, спорят об ИНН, якобы это число антихриста, и в то же время живут так, как будто впереди предстоит целая вечность. Такая неразбериха во многом отвлекает людей от того, чтобы они задумались, ради чего еще нас Господь терпит на этой земле. У нас как раньше говорили: помирать собирайся, а пшеницу сей. И мы стараемся в нашем храме этой линии придерживаться. Помимо богослужений и треб, мы стараемся заниматься и строительством, и общественным служением. Закамский район, где расположен наш храм, это окраина Перми. Благотворителей здесь найти трудно. Если Закамск – окраина Перми, то Новый Крым – это окраина Закамска. Еще двадцать минут от Закамска нужно ехать на автобусе через лес. Наш поселок всегда был военно-коммунистического типа, полузакрытым военным объектом. В нем есть и военное производство, и секретные химические разработки. В поселке сейчас проживает 14 тысяч человек, но из-за такого отрыва от центра у нас нет ни объектов культуры, ни «социалки». Из-за этого скопилась масса проблем. – Каким-то образом вы их пытаетесь решать? – Их решением должна заниматься администрация. Но мы тоже пытаемся что-то делать, помогаем и малоимущим, и сиротам. У нас при храме действует сестричество милосердия. Наши сестры ходят в одиннадцатую медсанчасть ухаживать за больными. Еще у нас есть воскресная школа, библейские курсы для взрослых. Ведем работу среди учителей Кировского района. – Как вы стали писать иконы? – Я окончил Нижнетагильский педагогический институт, художественно-графический факультет. Прежде, до воцерковления, активно участвовал в художественной жизни Перми, была персональная выставка. Как художник в церковь и пришел. Но поначалу я был полезен как завхоз, хозяйственник и краснодеревщик. Потом меня выдвинули дьяконом. – Каково ваше мнение об иконах строгановской школы письма, распространенных в Пермской епархии? – Многим она кажется обмирщенной. Но строгановская школа старалась не утратить накопленного опыта и традиций канонического письма, хотя и следовала требованиям новой эпохи. С одной стороны, строгановцы пытались привнести какие-то элементы декора, а с другой – не потерять качества самого письма. Строгановская нарядность в иконе знаменовала собой надежду на процветание России, ведь при Строгановых наш Пермский край расцвел. С церковной точки зрения строгановская школа следовала православному канону до тех пор, пока могла. Не так долго она просуществовала, не более двухсот лет. Такие крупные мастерские, как усольская, искорская и другие, рассеялись по деревенским артелям. В конце XIX века строгановцы перешли полностью на академическое письмо, отойдя от традиций. В целом же, если говорить об их школе, это была лебединая песня в иконописи. И поэтому сегодня так ценятся иконы строгановского письма. – Большинство новых икон Царской Семьи похожи на портреты... – Действительно, иконографии Царской Семьи как святых страстотерпцев еще нет. Есть вольное использование портретов, что само по себе опасно и ведет в прелесть. Нам нужно оставаться в русле церковной традиции. Большинство икон до сих пор писалось по порыву души, а не по велению тонкого духа. Когда смолкнет политическая шумиха вокруг Царской Семьи, тогда, может быть, среди иконописцев и появится человек, который в молитвенном уединении напишет икону Царя и Царской Семьи, передающую всю полноту их подвига. Надо не забывать, что, когда человек видит образ, он воспринимает его через собственное ощущение, свое эстетическое чувство. А икона – это уже не произведение человека, не выплеск каких-то настроений и чувств, не его самореализация, а его служение. Точно так же, как священник не может за литургией молиться своими словами, поскольку читает канон, так и иконописец свои внутренние видения, ощущения должен отлить в отточенный канон. Тогда эта икона станет приемлемой для всей Церкви. проект храма в честь Державной иконыНо икона, как бы ни была она написана, – это святыня. Нынче 15 марта на наш престольный праздник мы все стали свидетелями настоящего чуда. Сорокадневным крестным ходом из Ныроба в Пермь пришла икона Царственных страстотерпцев. А когда ее должны были увозить, мы договорились с о.Александром Петропавловским, настоятелем того храма, чтобы она посетила и наш храм во время праздника. И вот уже на вечернюю службу ее привезли. Все с радостью к ней прикладывались. Это ведь настоящее чудо, потому что эта икона и в Перми-то не бывает, не то что у нас. Все это событие восприняли с большим воодушевлением. – А вы сами сейчас пишете иконы? – К сожалению, у меня совсем не остается на это времени. Приходится и учителем быть, и плотником, и каменщиком – кем угодно. Храм мы строим своими силами. Слава Богу, среди наших прихожан есть профессионалы. Работа на таком месте связана с большими искушениями. Конечно, не все ее выдерживают, одни уходят, на их место приходят другие. Тем более, что наш район – один из самых неблагополучных в Перми по пьянству, наркомании и преступности. Рядом Краснокамск – оттуда к нам тоже много чего нехорошего идет. Со всем этим предстоит бороться. Каждое воскресенье у нас в храме читается акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Приходской работы для священников очень много. А в поселке у нас всего два священника. Но кто еще, кроме нас, всем этим будет заниматься?
|
|
| |