Ната-хозяйка | Дата: Среда, 15.07.2015, 15:00 | Сообщение # 1 |
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 5678
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
| Екатеринбурга является заводской пруд, над восточным берегом которого блистают золотом купола собора вполне современной архитектуры. Собор выглядел бы огромным, не будь в центре так много масштабных офисных и торговых зданий. На их фоне шестидесяти метровый Храм-на-Крови смотрится вполне соразмерно. В России есть три храма «на Крови», построенные в память цареубийств: в Угличе — на месте убийства царевича Димитрия, в Петербурге — на месте теракта, смертельно ранившего Александра II, и в Екатеринбурге. Екатеринбургский храм возведен в память одного из самых страшных и бессмысленно жестоких злодеяний Гражданской войны: в ночь на 17 июля 1918 года вместе с отрекшимся от престола Николаем Романовым здесь была расстреляна вся семья последнего царя и оставшиеся с ними слуги. Две женщины, четверо мужчин, четыре юные девушки и больной мальчик. Решение о расстреле принимал Уральский областной совет, но высшие вожди большевиков явно были осведомлены о предстоящем акте.«Дом особого назначения», где все произошло, до революции был обычным домом состоятельного инженера Николая Ипатьева. Царская семья, переведенная в Екатеринбург из Тобольска, прожила в этом доме, в четырех комнатах с закрашенными белой краской окнами, 78 дней, вплоть до последней страшной ночи. Память об этом долго пытались тихо задушить, пока не предприняли радикальный шаг: в 1977 году дом Ипатьева был разрушен до основания по указанию верхушки советского руководства. Приближалось 60-летие со дня расстрела, и КГБ хотел избежать лишних напоминаний о случившемся, поэтому под предлогом расширения дороги дом снесли. Однако возникшая в ровном ряду строений по улице Либкнехта прореха не рассеивала интерес, а напротив, будила его. Пустырь на месте дома постепенно стал местом тайного паломничества, усилившегося с началом перестройки. Там установили памятный крест, провели конкурс на строительство православного храма, который выиграл проект архитектора Константина Ефремова. Начался сбор средств, был заложен первый камень — но ничего не произошло. Строительство началось только после того, как в 2000 году Русская православная церковь канонизировала Николая и его семью. Вместо первоначального проекта был выбран другой — Виктора Морозова, Владимира Грачева и главного архитектора области Григория Мазаева. В результате между улицей Карла Либкнехта (в отместку за гибель которого большевики в Петербурге расстреляли великих князей Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича) и улицей Николая Толмачева (члена Президиума Уральского областного совета, принявшего решение о убийстве Романовых) в 2003 году появился огромный Храм-на-Крови. Официальное название — Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Авторы определяют его стиль как русско-византийский. В общем, это можно было бы назвать усредненным стилем новой церковной архитектуры, если бы не эффектные детали и сама концепция. Храм — двойной: нижний ярус представляет собой памятную церковь на непосредственном месте расстрела, верхний символизирует иную светлую жизнь. Внизу сумрачно и низкие потолки, выделены сохранившиеся конструктивные элементы подвала и обозначены контуры расстрельной комнаты. Наверху солнечно и светло, за тридцатиметровым иконостасом белого мрамора — престол во имя Всех Святых. Извне это разделение на тьму и свет тоже оформлено наглядно: стены белокаменного собора как бы вырастают из темного 9-метрового основания, обложенного красным гранитом, и такие же «кровавые» столпы поддерживают купола. Говорят, что в первоначальном проекте «готичность» была еще очевиднее, так что при виде черно-красной отделки макета екатеринбургский иерарх перекрестился. Помимо гранитной окантовки, на фасадах помещены цитаты из Псалтири («Пролияша кровь их яко воду окрест»), выложенные огромными бронзовыми буквами, и множество икон, тоже бронзовых. В итоге собор производит впечатление, с одной стороны, достаточно строгое в целом, с другой — кажется уж очень щедро декорированным, если учесть все, что его окружает: каменные лестницы, литые чугунные парапеты, причудливые фонари в старинном духе. Со стороны подъема от улицы Толмачева установлен памятник императорской семье: высокий крест и семь фигур, спускающихся в подвал Ипатьевского дома, к смерти — печально знаменитые «23 ступени вниз». А вот с алтарной стороны через неширокую улицу на собор задорно смотрят марширующие под знаменем бронзовые юноша и девушка — памятник Комсомолу Урала 1959 года, несколько напоминающий московских «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной. Что ж, Екатеринбург, центр Свердловской области, — город, где неплохо уживаются контрасты. Чтобы сгладить контрасты хотя бы на уровне почтового адреса, мэр Екатеринбурга распорядился именовать место, где стоит храм, Святым кварталом. Святой квартал — это не один Храм-на-Крови. Рядом с ним находится Патриаршее подворье с домовой церковью святого Николая и покоями патриарха, где он останавливается во время приездов в Екатеринбург, а также небольшой музей, посвященный истории семьи последнего российского императора. Лестница в вестибюле подворья украшена современной росписью на исторические темы, несколько наивной, но искренней. Кроме того, тут же рядом находятся деревянная часовня святой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, выстроенная в 1992 году, и Вознесенская церковь 1801 года. В 2012 году открыли еще один новейший памятник, призванный лишний раз подчеркнуть «семейный» дух — скульптуры Петра и Февронии с кольцом, свитком и голубком, совершенно лубочного вида. При виде этих дежурных фигур возникает мысль о том, какого памятника здесь нет — а он был бы более чем уместен: монумент людям, оставшимся вместе с семьей Николая Романова и показавшим пример истинной верности. Назовем их имена: доктор Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харитонов, фрейлина Анна Степановна Демидова, камер-лакей полковник Алексей Егорович Трупп (кстати, католик по вероисповеданию). За десять лет Храм-на-Крови успел стать местом представительским — сюда везут самых высоких государственных гостей. Простые горожане воспринимают собор по-разному. С одной стороны, Святой квартал привлекает множество паломников. С другой стороны, многие считают собор излишне помпезным и официальным, мало подходящим для тихих молитв. Городские «левые» из принципа начинают свои антикапиталистические марши от того самого памятника Комсомолу Урала, стоящего прямо за храмом. А молодожены находят здесь выразительные декорации для свадебных фотосессий, сопровождающихся выпусканием голубей. Каждый год в ночь с 16 на 17 июля с 23:30 до 04:00 в соборе служат многочасовую всенощную и литургию в память о царской семье, а затем проводится 25-километровый крестный ход к монастырю на Ганиной Яме.
ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ! ПО ВОПРОСОМ ПИШИТЕ МНЕ
|
|
| |