Оля_Подивилова_1 | Дата: Четверг, 12.04.2012, 14:43 | Сообщение # 1 |
Одуванчик
Группа: Друзья
Сообщений: 43
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
| ТРОИЦКИЙ ХРАМ… В АНТАРКТИДЕ
Храму Святой Троицы в Антарктиде уже восемь лет. Его построили из сибирского кедра и лиственницы на Алтае. Потом разобрали на брёвнышки и морем доставили на Беллинсгаузен. Потом два месяца собирали вручную. Говорят, этот сруб с годами может стать прочнее металла. Внутри церкви натянуты стальные цепи - они держат храм, защищая его от антарктических ураганных ветров. В промежутки между бревнами залит специальный герметик - дожди здесь часто горизонтальные, надо особенно защищать стены. Никто до нас таким капитальным строительством в Антарктиде не занимался. На других станциях - у американцев, например, у чилийцев - тоже есть часовенки, но они традиционной для Антарктиды архитектуры - обычные каркасные щитовушки. Наш храм - самое красивое сооружение на всём материке. Самый южный на планете православный храм. В составе экспедиции зимует священник, отец Сергий Юрин, и его помощник Василий Котубей. У о. Сергия это уже вторая зимовка, у Васи - первая. Недавний медосмотр показал, что они у нас в коллективе самые сильные - кистевой динамометр выдал по 70 динов у каждого. (Ещё бы - ВДВ в прошлом, за плечами не одна горячая точка...) Помимо своих непосредственных обязанностей, священники на станции выполняют любую другую работу наравне со всеми - будь то строительство, ремонт или дежурство по камбузу. А по пятницам еще и моют баню - хорошая традиция! - Отец Сергий, как получилось, что вы оказались в Антарктиде? Был ли в прежние годы какой-то особый интерес к этому континенту, желание послужить именно здесь, или всё получилось просто по решению вышестоящего священноначалия РПЦ? - У нас «колхоз - дело добровольное». Желание первое появилось, когда я услышал, что в Антарктиде храм построили. Я тогда еще служил в Тучкове и подумал: вот бы в Антарктиде послужить. Ну и Господь услышал мои молитвы. Когда я переехал служить в Сергиев Посад, встретился с Володей Петраковым (друг о.Сергия, работает в Лавре – ред.). А он уже побывал в Антарктиде. И у нас разговор зашёл как-то о зимовке, я и говорю: «Я бы поехал!» Володя говорит: «И я бы еще разок поехал». Пошли к благочинному Лавры - архимандриту Павлу. Рассказали, что есть такое желание. Благочинный очень обрадовался, потому что кандидатов на зимовку совсем не было. - Каково было ваше первое впечатление об Антарктиде? Какие трудности возникали в первое время служения здесь? - Впечатлений, конечно, было много. В детстве, в школе, когда рассказывали на уроке географии про материки, я и представить себе не мог, что окажусь здесь. И когда ступаешь по этой земле сейчас, то в голове не укладывается, что эта земля - Антарктида! Трудностей я не ощущал особенных. Полярники на богослужения ходили - половина станции, пятьдесят процентов. Ну, конечно, кто-то во время службы был на вахте, кто-то на дежурстве, кто-то после вахты. Нас зимовало 12 человек в 52-ую. И половина была, как правило, железно. - В чем заключаются особенности священнического служения на ледовом материке? В чем его особая трудность, а, может, наоборот, - легкость? Какой новый опыт вы для себя открыли? - Что касается служения - а как на других приходах, где-нибудь в дальних сёлах? Батюшка служит, матушка - на клиросе, и две бабушки в храме. Это в городах - хор, несколько священников. А на периферии? Хорошо ещё, если батюшка постоянно присутствует, а то ведь часто бывает, что только время от времени приезжает. Сегодня он в одном храме служит, завтра - в другом. Так что, как говорится: «сам служу и сам пою, сам кадило подаю». На Большой земле, когда служишь в храме, твой круг общения, в основном, - это люди, которые приезжают именно в храм. И ты общаешься с ними как батюшка с прихожанами. А здесь некоторые видят в священнике только служителя культа. Кто-то уважает, кто-то нет. Есть люди, которые совсем далеки от церкви - приходят и даже не знают, как перекреститься. И к каждому подход нужен свой. И разговаривать, общаться надо уже по-другому. Мне здесь проще, чем на Большой Земле. И по духу ближе эта атмосфера. Мы избрали для себя такую позицию: службы по выходным и по праздникам. Всё остальное время вместе с коллективом трудимся, вместе со всеми работаем. И волей не волей, где-то за чаем, где-то за работой, возникают какие-то вопросы, обсуждаем. И мне кажется, так даже легче - человек, может, лучше тебя поймет. Может, душа больше раскроется, когда всё время вот так - бок о бок. - Существует ли здесь такое понятие, как «приход», паства - сколько это человек? - Вот сколько есть на станции людей - те и считаются «приходом». Ведь храм построили по инициативе полярников. Не было такого, чтоб батюшки сказали: «Так, мы здесь будем строить храм, а вы тут должны в него ходить». Поэтому я считаю, что приход - все, кто живет на станции. Ходят они в храм, не ходят - за всех одинаково молимся. - В чем заключаются священнические будни в Антарктиде? Какую другую работу приходится выполнять? - Как я уже сказал, все наравне со всеми. Дежурство по камбузу, мелкие работы - что-то где-то подкрасить, что-то подлатать, убрать, помочь погрузить, разгрузить. Более крупные дела на станции - строительство, ремонт, экологические работы. В 52-ую РАЭ мы готовились к приходу «Академика Фёдорова» и собирали в кучу весь мусор, стекло, железо, грузили в бочки, размещали на причале. - Располагают ли условия здешней жизни к тому, чтобы соблюдать православный пост? Или же находящиеся здесь подпадают в разряд «путешествующих», и для них, соответственно, допускаются церковные послабления? - Первым священником здесь был отец Каллистрат, его благословили пост особо не держать, а есть всё вместе со всеми. А так - это инициатива человека. Хочет он отказаться от чего-нибудь - пожалуйста. В чём-то ведь всегда можно себя ограничить. Священники, которые здесь раньше жили, могли в постные дни на общую трапезу не спускаться, а что-то отдельно готовить у себя в доме на горке. Но повара нельзя «напрягать», у него всё рассчитано. Нельзя говорить: «Так, у нас сегодня пост - давай, готовь для нас что-нибудь другое». - Проводил ли священник на Антарктиде, - может быть, в предыдущие годы, - обряд крещения? Если да, то кто крестился? - Первым крестился начальник станции Беллинсгаузен в 49-ую РАЭ Олег Сахаров. Сразу после того, как построили и освятили храм. А потом и отец Каллистрат крестил людей, и я крестил. Туристов, в основном. В холодной воде крестили, прямо в океане, с «Зодиака» (название лодки - ред.). В 52-ую антарктическую экспедицию мы с Володей Петраковым проводили чин обращения из католиков в православие одного чилийского полярника, Кристиана. Мы с ним познакомились на венчании Эдуардо с Ангелиной в храме (это было единственное пока венчание в антарктическом храме, когда венчались чилийский полярник и дочь российского полярника – ред.). Кристиан стал приходить на службы, в гости к нам на горку, мы учили испанский, а он с другом - русский. И уже перед самым концом зимовки Володя ему говорит: «Кристиан, а не хочешь ли ты в Православие перейти?» Он сразу посерьёзнел и говорит: «Я подумаю». И всё. Как-то потом забылось, закрутилось. Прошло какое-то время, чилийцам уже надо было улетать через несколько дней домой, Кристиан пришел к нам и говорит: «Я готов». Сейчас он живёт в Пунта-Аренасе, работает в аэропорту, мы с ним переписываемся. Но в Пунта-Аренасе, к сожалению, нет православных храмов, только в Сантьяго. - Посещают ли нашу церковь представители других христианских конфессий - например, соседи с чилийской, уругвайской станций? Есть ли у них свои храмы? Зимуют ли их священнослужители? - Священнослужители на других станциях не зимуют. На службы в наш храм приходят иногда чилийцы. Вход у нас свободный, двери всегда для всех открыты. Мы даже во время службы вставляем некоторые фразы на испанском языке. - По вашим наблюдениям, какое влияние оказывает Антарктический материк, особые условия здешней жизни людей, на внутреннее состояние человека? И чего из того, что есть на большой Земле, больше всего не хватает здесь? - Для меня лично не хватает одного - семьи. А так я бы вообще отсюда не уезжал! Повторюсь: здесь меньше суеты, народ особенный, какие-то нотки в душе пробуждаются. Задумываешься о своей жизни, оглядываешься назад. На Большой Земле постоянная суета, туда-сюда, всё время некогда. Если человек внимательный к духовной жизни, то он, конечно, везде найдет время подумать. Но здесь условия только способствуют этому. В таком тесном коллективе, - как и в армии, в принципе, - в человеке выплёскивается наружу именно то, чего у него внутри больше. Если низкого больше - оно и выплёскивается. Если достойного - достойное проявляется. На Большой Земле всё это как-то смазывается, не разглядишь - а здесь видно сразу. - Как вы отмечали пасхальные праздники? Как будет отмечаться День Святой Троицы? - Хорошо отметили. Был крестный ход, праздничное богослужение, потом праздничный стол, радостное Пасхальное настроение. Повар испек куличи, покрасили яйца. Днем собрались всей станцией на общую трапезу. Так что и Троицу постараемся отметить тоже достойно. Андрей ФИЛАТОВ (с отцом Сергием Юриным беседовал Сергей СТЕФАНОВ)Добавлено (12.04.2012, 12:43) --------------------------------------------- ЛАНЧАНСКОЕ ЧУДО
Шел VIII век от Рождества Христова. В Церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.
Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. "Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере:"
В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб: благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: "Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов". Также и чашу, говоря: "Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов".
Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в кровь, а хлеб - в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение: И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая Жидкость похожая на: кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан - Легонций (ныне Сан - Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.
Прошли века - и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек - такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и паталогии, эти результаты вновь были подтверждены:
По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.
|
|
| |