Спас Благое Молчание
| |
Максим_Коровин | Дата: Понедельник, 20.03.2017, 16:27 | Сообщение # 1 |
Мак
Группа: Художник
Сообщений: 84
Награды: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
| Икона Иисуса Христа Спас Благое Молчание - очень редко встречающийся иконографический тип образа Спасителя. На иконе Христос изображен до воплощения - до своего прихода к людям. Этот сюжет появляется в России в XV в., он восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совеиа.
Спаситель представлен в ангельском чине, в виде безбородого крылатого юноши в белой далматике с широкими рукавами, кайма и пояс которой украшены жемчугом. Для Христа-Ангела Благого Молчания характерны "нетленная красота кроткого и молчаливого духа", умеренность, которая "не возопиет и не возвысит голоса своего, и не даст услышать его на улицах", кротость того, кто "страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца , веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен" . Отсутствие свитка или книги в руках, сложенные крест-накрест и прижатые к груди руки, как в причастии, жест покоя, смирения и молитвы, свидетельствует о жертвенной миссии Спасителя. В его молчании - приглашение к внутренней молитве, к которой призывал псалмопевец Давид: "Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих". Отличительная особенность этого образа - восьмиконечный, а не крестчатый, как у других типов икон Христа, нимб, нимб Господа Савоафа. Икона Благое молчание особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и "умственной молитвы".
|
|
| |
Ната-хозяйка | Дата: Понедельник, 20.03.2017, 16:41 | Сообщение # 2 |
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 5689
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
| Спас Благое молчание. Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг.
В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса — Премудрости Божией, и жертвы Христовой — Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах. Основа для толкования символического содержания образа Спаса Благое Молчание - библейские пророчества (Ис. 42:2, 53:7; Пс. 141:3). «Он изъязвлен был за грехи наши... и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы... и Господь возложил на Него грехи всех нас... как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5–7). Текст этого пророчества произносит священник при изъятии «агнца» из просфоры на проскомидии, происходящей в жертвеннике. Такое сопоставление позволяет истолковать образ юного Христа-Ангела, облаченного в белые одежды, как символ света истины, чистоты, нетленности плоти Христа (Откр. 7:9–17; Мф. 17:2–3), как образ Христа-Агнца, Предвечного Логоса-Эммануила, воплотившегося, чтобы взять на себя грехи мира, «пострадать за нас плотью» (1 Петр. 3:4) и явить нам образ жертвенной самоотреченной покорности и сыновнего послушания «даже и до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). На это указывает и жест его скрещенных на груди и словно поднесенных к сердцу рук. Жест смиренного принятия благодати Божией, евхаристический жест причастника. Он также напоминает о Христе, которого в сценах «Шествия на Голгофу» изображали с крестообразно связанными руками: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7).
ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ! ПО ВОПРОСОМ ПИШИТЕ МНЕ
|
|
| |
|