Кисточка послушная губам
мир всем! пишу картины для людей согреть всем душу и подарить счастье. !!
Форум
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ФОТО
ФОРУМ
Написать отзыв
Регистрация
Вход
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
ПОДЕЛИСЬ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
свят. Василия Великого,Григория Богослова,Иоанна Златоуста
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 19.02.2018, 20:50 | Сообщение # 1
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 5679
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
            Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста

  12 февраля (30 января по с.ст.) Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор
среди народа Константинополя о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим от чего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились
три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели
прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.
Владыка Иоанн тут же примирил враждующих и установил новый
праздник в конце января - месяца в котором празднуется память
каждого из трех святителей (1 января - Василия Великого; 25
января - Григория Богослова и 27 января - Иоанна Златоуста).

Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

святители жили в IV–V веках - это было время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, но сразу же за оградой православной церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. А в храмах святители изъясняли учение о Святой Троице, боролись с ересями, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность; они активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно
бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
 Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм Божий, другая - в училище. Эта дружба продолжалась всю жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа
тарсийского, и епископа Мелетия. Ко всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.
 Жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся
не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
 
Из университета - в пустыню
 Василий, возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он предпринял
путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая Священное Писание по руководствам древнейших толкователей. Василий Великий по просьбе монахов составил в это время сборник поучений об иноческой жизни.

Иоанн Златоуст после Крещения стал предаваться аскетическим подвигам сначала дома, а потом в пустыне. После смерти матери он принял иночество, которое называл «истинной философией». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».

Из пустыни - на служение миру 
 Все три святителя были поставлены сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами. Василий Великий покинул пустыню в дни, когда распространилось лжеучение Ария, чтобы бороться с этой ересью. Григорий Богослов был вызван из пустыни отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа.
Григорий уклонялся от епископства, но через некоторое время по соглашению его отца и Василия Великого все же был рукоположен.
 Иоанн Златоуст святой получил сан пресвитера в 386 году. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при стечении народа проповедовал в храме. За редкий
дар боговдохновенного слова он получил от паствы наименование Златоуст. В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.
 

Из Царского града - в изгнание
 Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице
Иоанна Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица Евдоксия затаила гнев на архипастыря. В первый раз собор иерархов, также справедливо обличавшихся Иоанном, низложил его и приговорил к казни, замененной на изгнание. Царица призвала его обратно, устрашенная землетрясением.
 Ссылка не изменила святителя. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения. Через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн отправился в ссылку. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные
набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и настояли на ссылке в глухой Пициус, на кавказском берегу Черного моря. Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14 сентября 407 г. со словами на устах: «Слава Богу за все».

Литературное наследство Златоуста почти полностью сохранилось; оно включает трактаты, письма и проповеди.
Прикрепления: 8969479.jpg (58.6 Kb) · 5351858.jpg (52.8 Kb)


ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ! ПО ВОПРОСОМ ПИШИТЕ МНЕ
 
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 19.02.2018, 20:53 | Сообщение # 2
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 5679
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова
и Иоанна Златоустого
В царствование благоверного и христолюбивого царя
Алексея Комнена, который принял царскую власть
после Никифора Ботаниата, был в Константинополе
великий спор об этих трех святителях между искуснейшими
в красноречии учителями мудрости.

Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого,
называя его возвышеннейшим витией, так как он
всех превосходил словом и делами, причем видели
в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого
нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого
всего земного; ниже его ставили божественного
Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных
качества: он был расположен к помилованию грешников
и скоро допускал их к покаянию.

Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста,
как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость
человеческого естества, и как красноречивого
витию, наставлявшего всех на покаяние множеством
своих медоточивых речей; поэтому и почитали
они его выше Василия Великого и Григория Богослова.
Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова,
утверждая, что он убедительностью речи, искусным
истолкованием Священного Писания и изяществом
построения речи превзошел всех славнейших представителей
эллинской мудрости, как ранее живших, так и
современных ему. Так одни возвышали славу святого
Григория, а другие унижали его значение. От
этого происходил между многими раздор, причем
одни назывались Иоаннитами, другие Василианами,
а иные Григорианами. Об этих именах спорили
мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.



Три святителя - Василий Великий,
Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
 




  Спустя некоторое время после того, как возникли
эти споры, явились эти великие святые, сначала
каждый отдельно, а затем все три вместе,
- притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу
Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему
в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют
и его сочинения), а также прославившемуся
своею добродетельною жизнью. Они сказали
ему едиными устами:
- Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас
ни разделения, ни какого-либо противодействия
друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое
время, возбуждаемый Божественным Духом,
написал соответствующие поучения для спасения
людей. Чему мы научились сокровенно, то
передали явно людям. Нет между нами ни первого,
ни второго. Если ты ссылаешься на одного,
то в том же согласны и оба другие. Поэтому,
повели препирающимся по поводу нас прекратить
споры, ибо как при жизни, так и после кончины,
мы имеем заботу о том, чтобы привести к
миру и единомыслию концы вселенной. В виду
этого, соедини в один день память о нас
и, как подобает тебе, составь нам праздничную
службу, а прочим передай, что мы имеем у
Бога равное достоинство. Мы же совершающим
память о нас будем споспешниками к спасению,
так как мы надеемся, что имеем некоторую
заслугу у Бога.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо,
сияя неизреченным светом и называя друг
друга по имени. Блаженный епископ Иоанн
тотчас своими стараниями восстановил мир
между враждовавшими, так как он был муж
великий в добродетели и знаменитый в любомудрии.
Он установил праздник трех святителей, как
и повелели ему святые, и завещал церквам
праздновать его с подобающим торжеством.
В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого
мужа, так как он усмотрел, что в январе
месяце совершается память всех трех святителей,
а именно: в первый день - Василия Великого,
в двадцать пятый - божественного Григория,
а в двадцать седьмой - святого Златоуста,
- то он соединил их в тридцатый день того
же месяца, увенчав празднование их памяти
канонами, тропарями и похвалами, как это
и приличествовало.

"Лисичка"
Михаил Нестеров
Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий
Великий превзошел в книжной мудрости не только
учителей своего времени, но и древнейших:
он прошел не только всю науку красноречия
до последнего слова, но и хорошо изучил философию,
а равно постиг и ту науку, которая учит истинной
христианской деятельности. Затем, проводя
добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности
и целомудрия, и восходя умом к боговидению,
он был возведен на архиерейский престол, имея
сорок лет от рождения, и в течение восьми
слишком лет был предстоятелем церкви.

Святой Григорий Богослов был столь велик, что если
бы можно было создать человеческий образ
и столп, составленный по частям из всех
добродетелей, то он был бы подобен великому
Григорию. Просияв своею святою жизнью, он
достиг такой высоты в области богословия,
что всех побеждал своею мудростью, как в
словесных спорах, так и в истолковании догматов
веры. Поэтому он и был назван богословом.
Он был святителем в Константинополе двенадцать
лет, утверждая православие. Пожив затем
малое время на патриаршем престоле (как
об этом пишется в его житии), он оставил
престол по преклонности возраста и, имея
шестьдесят, отошел в горные обители.
О божественном Златоусте по справедливости
можно сказать, что он превзошел всех еллинских
мудрецов разумом, убедительностью слова
и изяществом речи; Божественное Писание
он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным
образом, в добродетельной жизни и боговидении
он далеко превзошел всех. Он был источником
милости и любви, был исполнен ревности учительства.
Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем
Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами
сих трех святителей Христос Бог наш да низложит
еретические распри, а нас да сохранит в
мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного
Своего Царствия, ибо благословен Он во веки.
Аминь.



ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ! ПО ВОПРОСОМ ПИШИТЕ МНЕ
 
Ната-хозяйкаДата: Понедельник, 19.02.2018, 20:55 | Сообщение # 3
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 5679
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
Молитва трем Святителям
Василию Великому,
Григорию Богослову
и Иоанну Златоусту

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие
и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии
и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии;
припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины
души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия
и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре
подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да
укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем
даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем
послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою
на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь
свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да
дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем
благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение
и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином
терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление,
болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам
утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и
вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием
спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся,
течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно
с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца,
и Сына, и Святаго Духа во веки веков.
Аминь.


Икона Трех Святителей


Почти все храмы, выстроенные в русском стиле, были в Петербурге
безжалостно снес
ены. Церковь Шестаковской иконы - редкое исключение. Правда, она
лишилась куполов и колокольни, а в самом здании сначала размещалось
общежитие, затем - филиал института "Спецпроектреставрация".
Внутри были сделаны межэтажные перекрытия, в алтаре, как во
всех отнятых церквах, устроены туалеты... С момента передачи
храма в 1992 году грузинский приход кладет много сил на его
восстановление. С ноября 1993 года начались богослужения в
церкви, оборудованной в нижнем помещении. Иконостас для нее
выполнили прихожане по старинным грузинским образцам. Новая
храмовая Шестаковская икона имеет надписание по-грузински.

Здесь произошло знаменательное событие, как бы указывающее на преемство
нынешней грузинской общины с той, что была до революции. Один
человек пожертвовал приходу старинную икону Трех святителей
- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
(последний, кстати заметить, завершил свой земной путь и упокоился
в Иверии). По словам дарителя, она, возможно, находилась прежде
в Трехсвятительском храме на Васильевском острове. Изображение
на темной доске (100 х 70 см) было, однако, едва различимо.
Икону поместили на столпе Нижнего храма. В праздник Рождества
Христова 1995 года староста общины обратил внимание, что икона
начала меняться. На глазах священника и прихожан произошло
нечто удивительное: в течение нескольких дней сначала просветлели
лики, потом обозначились одежды, и наконец, на одеждах стали
различимы самые мелкие детали, вплоть до крестиков на фелонях
святителей.


ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ! ПО ВОПРОСОМ ПИШИТЕ МНЕ
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Мы существуем с 7 декабря 2008 года, ©, 2024 г.