Ната-хозяйка | Дата: Понедельник, 11.10.2021, 16:49 | Сообщение # 1 |
Хозяйка сайта
Группа: Хозяева сайта
Сообщений: 5678
Награды: 35
Репутация: 6
Статус: Offline
| Святой мученик Конон градарь родился в Назарете Галилейском, а жил в городе Мандоне, где занимался огородничеством. Он был богобоязненным человеком, добрым, простосердечным, незлобивым. Святой пострадал за веру во Христа при императоре Декии (249 - 251). Когда его привели на суд, он непоколебимо и твердо исповедал свою веру. Мучители вбили ему в ноги гвозди и гнали перед колесницей, пока страдалец в изнеможении не упал, предав с молитвой дух свой Господу. Идентификация К. Г. бывает затруднена, что связано с одновременным почитанием 5 марта соименного ему святого - исп. Конона Исаврийского, а также с памятью 6 марта прмч. Конона Иконийского. В юж. люнете на юго-зап. стене основного объема ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320), в настенном минологии, оплечно представлен образ св. Конона, память к-рого П. Мийович относит к 5 марта и идентифицирует его как К. Г. или исп. Конона Исаврийского (Миjовић. Менолог. С. 295. Схема 27 на с. 300). Однако это изображение может рассматриваться и под 6 марта, в таком случае святой должен быть определен как прмч. Конон Иконийский. На миниатюре из греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книги образцов - РНБ. O.I.58. кон. XV в.) образ св. Конона представлен дважды. Один раз в составе мучеников в медальоне оплечно, как средовек с короткими волосами и круглой короткой бородой, в лиловом гиматии и зеленом хитоне (Л. 57 об.; определен как Конон, прмч. Иконийский, см.: Евсеева. Афонская книга. С. 220); второй раз представлен в минейной части рукописи под 5 марта - фронтально, в рост, голова повернута на 3/4, облачен в лиловый гиматий с синим тавлионом и голубой хитон (Л. 102 об.; ошибочно атрибутирован как Конон, прмч. Иконийский, см.: Там же. С. 281). В обоих случаях не представляется возможным аргументированно определить это К. Г. или, что более вероятно, исп. Конон Исаврийский. Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - под 5 марта сообщает, что св. Конона изображают старцем (Ерминия ДР. Ч. 3. §22. С. 208), не уточняя, К. Г. или исп. Конона Исаврийского. В русских иконописных подлинниках сводной редакции содержится текст о К.Г. Возрастная характеристика та же, что и в Ерминии: седой, «…с брадой Иоанна Богослова, власы с ушей сошли в левую страну»; в левой руке держит деревце или «травку», правая поднята вверх в молитвеном жесте («молебна, персты вверх») (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). Т. о., наиболее характерным атрибутом К. Г., определяющим его иконографию, можно считать цветок, деревце или иное растение в левой руке, указывающее на род занятий. Форма бороды К. Г. может различаться. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова святой описан как старец «греческого типа, с большою седою бородой, волосы просты, ниже ушей» (Фартусов. Руководстве к писанию икон. С. 201). С длинной заостренной раздвоенной бородой К. Г. представлен в минее на март (нач. XVII в., ЦАК МДА). На гравюре из Святцев работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. Г. имеет окладистую округлую бороду, длинные седые волосы, облачен в короткую рубаху и штаны, бос, изображен на фоне условно переданного поля. Седым, со средней длины раздвоенной волнистой бородой и короткими волосами он изображен на миниатюре из рукописной книги «Молитвенник с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, № 812; 5 марта), созданной для кнг. М. П. Волконской под руководством и при участии академика живописи проф. Ф. Г. Солнцева художниками Н. И. Похвисневым, Л. Кикиным, Л. Львовым, М.А. Межаковым и П. В. Басиным. На иконе «Мч. Конон Огородник (Градарь)» в серебряном окладе (16,5×12 см; посл. треть XVIII в., Центр. Россия; частное собрание) он представлен с небольшой округлой бородой, с седыми кудрявыми волосами, в рубахе, прикрывающей колени, из-под к-рой видны подвернутые штаны. Святой без обуви стоит на вспаханном поле, в левой руке держит плоский сосуд, правая поднята в молении к образу Спасителя, помещенному в левой верхней четверти иконы, в окружении облаков. К. Г. может быть изображен в короткой («колени голы») или прикрывающей колени рубахе, с обнаженными голенями, как в Строгановском иконописном лицевом подлиннике кон. XVI - нач. XVII в., или в штанах, к-рые видны из-под рубахи. На совр. изображениях сохраняется близкий к традиционному образ К. Г. Так, на рисунке прот. Вячеслава Савиных нач. 80-х гг. XX в. (Минея (МП). Март. С. 184) святой представлен в рост, в короткой рубахе, босым, в левой руке он держит деревце с двойной кроной на изогнутом стволе. В Святцах работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) К. Г. показан одетым в длинную до земли рубаху, обутым в мягкие темные сапожки. Цвет рубахи обычно зеленый («санкирь с белилом и празелень»), но известны изображения в красной (икона из собрания П. Д. Корина, ГТГ, 2-я пол. XVIII в.- К. Г. стоит в поле среди цветов, держит деревце, гибкий ствол к-рого завершается 2 кронами листьев), охристо-желтой («Молитвенник с месяцесловом» кнг. Волконской) и синей одеждах (икона «Мч. Конон Градарь», XIX в, собрание Е. В. Ройзмана, Екатеринбург). Иногда поверх рубахи может быть накинут плащ. В пособии Фартусова в описании К. Г. упомянуты длинная (ниже колен) подпоясанная рубаха и грубый плащ, в руке - некое «огородное растение»; предлагается сопровождать изображение «хартией» с надписью: «Воздохни из глубины сердечная о ослеплении и заблуждении неверных» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 201).Можно выделить 2 типа иконографии К. Г.: первая, более ранняя, связанная с его мученическим подвигом; вторая, позднейшая, отражает род занятий святого и тем самым указывает на его почитание как покровителя земледелия. Иконография К. Г., в к-рой подчеркнут его мученический подвиг, восходит к памятникам визант. круга. В настенных минологиях ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (ок. 1350) на левом откосе окна на юж. стене юж. нефа под 6 марта помещено изображение К. Г. в мучении (забивание гвоздей в стопы), причем надпись ошибочно определяет его как Иоанна Градаря (см.: Миjовић. С. 334. Схема 43 на с. 321).В ц. Спаса на Нередице (1199) близ Вел. Новгорода К. Г. изображен с плодоносной ветвью в левой руке. Его образ помещен на сев. стене жертвенника среди св. монахов и аскетов. Причем К. Г. изображен также в монашеских одеждах - мантия, параманд, куколь на плечах (голова не покрыта), что не соответствует чину его святости; здесь, вероятно, смешение святых К. Г. и Конона Иконийского, согласно Житию, пребывавшего в монастыре. По мнению Н. В. Пивоваровой, включение К. Г. в состав росписи наряду со св. Акакием Синайским объясняется стремлением проиллюстрировать идею мученичества за веру, перенесенного добровольно и с кротостью, что было особенно важно для монаха (Пивоварова. 2002. С. 58).Документированные сведения о том, что царский жалованный иконописец Рожков Сергей Васильев написал образ К. Г. для покоев царицы Наталии Кирилловны среди образов «Никиты Христова мученика, семи отроков спящих, девяти мучеников» (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 535), также указывают на почитание святого как мученика.К кон. XVI в. на Руси сформировалось почитание К. Г. как покровителя сельскохозяйственных работ, получившее наибольшее распространение в крестьянской среде. Атрибуты К. Г. указывают на его занятия садоводством и огородничеством. На иконе «Мч. Конон Мандонский (Памфилийский), Градарь» (3-я четв.- кон. XVIII в., ГРМ,), происходящей из т. н. Долговой, или Пиккиевой, моленной (находилась на Моховой ул. в С.-Петербурге) и, вероятно, созданной в выговской старообрядческой поморской пустыни, святой представлен стоящим на поле, усеянном мелкими цветочками, с крестом и цветком в руках. Иногда он держит решето с семенами или корзину с плодами (ц. во имя апостолов Петра и Павла, дер. Таман Усольского р-на Пермского края, роспись 2-й пол. XIX в.). На иконе 2-й трети XIX в. из собрания И. В. Возякова (Русская икона. 2009. С. 241, 341) К. Г. показан трижды. В центре - прямолично в рост, в синей рубахе с орнаментом на подоле и белых штанах, в мягких черных сапожках, на шее у него висит лукошко с семенами, в правой руке он держит красный крест - символ мученичества. Слева от основного помещено 2-е изображение меньшего размера: К. Г., в розовой рубахе, вспахивает плугом поле; в 3-й раз он изображен справа, в лиловой рубахе, засевающим пашню семенами из решета. Образ К. Г. включали с состав избранных святых (его фигура помещена за правым плечом Богоматери на иконе «Божия Матерь Казанская, с приписным святым Кононом Градарем» (сер. XVIII в., север Костромских земель (?), фотография из архива редакции сайта «Христианство в искусстве»). Изображение К. Г. помещено на правом поле на иконе «Св. Николай Мирликийский со святыми Власием, Михаилом, Флором, Медостом, Кононом Градарем и Лавром на полях» (1830, частное собрание) - в этом случае выбор святых указывает на иконографическую программу, посвященную небесным покровителям труда земледельца. .
ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ! ПО ВОПРОСОМ ПИШИТЕ МНЕ
|
|
| |